Документально-правовое обеспечение системы менеджмента качества в вузе

Горцевская Е.А. аспирант факультета «Экономики и управления» ШФ ЮРГИ
Статья №1
Ссылка на первоисточник:Южно российский гуманитарный институт: http://www.urgi.org/conf/9_11_11_2005/index.htm



         Вопросы качества высшего образования занимают приоритетное место в процессе модернизации российского образования. Повышение качества образования выступает как основное содержание модернизации в контексте выдвигаемых требований «доступность – качество – эффективность».

Создаваемая в ШФ ЮРГИ система менеджмента качества вуза (СМК) базируется на Международных стандартах качества серии ИСО 9000, которые апробированы практикой зарубежных и отечественных предприятий различного отраслевого профиля, «Руководстве по качеству», а также сформированных в институте политики, стратегических целях, и принципах их достижения в области качества образования.

Первым этапом является анализ существующей системы обеспечения качества образования (или хотя бы зачатков существования такой системы, пусть и не вполне целевой), с точки зрения стандартов ИСО, касающихся проблем обеспечения качества. Необходимо заняться разработкой и реализацией мер по приведению системы качества в соответствие с выбранными стандартами, или с документами, комплексно синтезированными на основе стандартов серии ГОСТ Р  ИСО 9001–2001.

Проанализировав существующую документацию в вузе, группа качества на базе факультета «Экономики и управления» ШФ ЮРГИ приступила к разработке документации, соответствующей стандартам ИСО 9001-2000.

Функциональной основой всей документации стали «Концептуальные положения ШФ ЮРГИ в области качества», где были обозначены приоритетные составляющие политики качества, стратегические цели реализации политики качества, а также принципы достижения стратегических целей. Была разработана обобщенная структура СМК института, поясняющая процессный подход к ее разработке.

«Организационная структура ШФ ЮРГИ» определила все уровни управления и подразделения, существующие и создаваемые на тот момент в ШФ ЮРГИ. Приложениями к данному документу стали «Система индексации уровней управления и подразделений ШФ ЮРГИ», а также «Система индексации основных нормативных документов СМК ШФ ЮРГИ», регламентирующих деятельность уровней управления и подразделений института.

Третий документ  СМК включил в себя базовые принципы повышения эффективности образовательного процесса в ШФ ЮРГИ.

Предлагаемые направления совершенствования технологии процесса обучения, осуществляемой вузом, затрагивают, прежде всего, следующие его элементы:

  •  самостоятельная работа студентов по освоению учебных планов и программ;

  •  структура и организация учебного процесса;

  •  роль и задачи преподавательского состава в образовательном процессе;

  •  системный мониторинг качества учебы студентов и качества работы преподавателей;

  •  формы и методы принятия управленческих решений на всех уровнях управления образовательным процессом.

Что касается организации учебного процесса, предложена реализация «блочного» принципа изучения учебных дисциплин (мультидисциплинарные комплексы). Все дисциплины, входящие в семестровый учебный план специальности, разбиваются и объединяются в учебные блоки (не более 3-х дисциплин в блоке). Учебные блоки преподаются в течение семестра последовательно. Каждый блок (со всеми формами знаний, предусмотренных для дисциплин, включенных в блок) реализуется в течение 3-х недель (максимум    4-х). В процессе преподавания учебного блока реализуется принцип «глубокого погружения».

Также в «Базовых принципах повышения эффективности образовательного процесса в ШФ ЮРГИ» определены задачи системного мониторинга учебного процесса.

Предлагаемые направления и конкретные мероприятия по модернизации образовательного процесса в ШФ ЮРГИ связаны с необходимостью существенного пересмотра его технологии, значительным повышением требований к студентам, ППС, ко всем сотрудникам вуза, осуществляющим управление этим процессом. В этой связи требуется разработка и внедрение в деятельность ШФ ЮРГИ комплекса нормативных документов СМК ШФ ЮРГИ, регламентирующих:

  •  формы, функции и процедуры модернизированного учебного процесса;

  •  требования к учебной работе студентов, предъявляемые модернизированным учебным процессом;

  •  требования к ППС и управленческому персоналу, обеспечивающим функционирование модернизированного учебного процесса;

  •  состав и содержание учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД);

  •  качественные и количественные критерии оценки учебной работы студентов, работы ППС и сотрудников вуза в условиях модернизированного учебного процесса, а также процедуры реализации мониторинга этого процесса;

  •  состав, конкретные формы и процедуры реализации управленческих решений, принимаемых по результатам мониторинга модернизированного учебного процесса;

  •  состав, конкретные формы и процедуры реализации мер морального и материального стимулирования студентов, ППС и сотрудников вуза, направленных на повышение эффективности и качества их работы в условиях модернизированного учебного процесса.

Следующим этапом стала корректировка существующих основных положений ШФ ЮРГИ.